Урок НТИ

Дорогие учителя!

Вы учите тех, кто через несколько лет, как мы верим, станет генеральными конструктором, совершит невероятное открытие, разработает новые, недоступные нам сегодня технологии.
Команда Олимпиады НТИ стремится развивать у детей инженерные и командные навыки, учит их осваивать технологии и решать проблемы.

Давайте объединять усилия и собирать наше будущее вместе!

Спасибо, что интересуетесь Уроком НТИ, пожалуйста, заполните анкету участника Урока НТИ, если не сделали этого раньше.
У нас постоянно идут обновления, дополняются задания и методические материалы. Для всех участников акции раз в неделю мы будем делать рассылку с информацией об обновлении.

Кто проводит Урок НТИ?

Акция «Проведи Урок НТИ» — это инициатива разработчиков Олимпиады НТИ, а НТИ — это Национальная технологическая инициатива, программа глобального технологического лидерства России к 2035 году. Через урок мы хотим донести до каждого школьника, как важно уже в школе осваивать технологии будущего.

Для кого проводится Урок НТИ?

Урок НТИ проводится для учащихся 7-11 классов и охватывает предметы: физика, химия, информатика, математика, биология, география. Урок можно проводить даже на классном часе, внеклассном мероприятии или на занятиях в кружках. Урок поможет детям понять, как важно изучать школьные предметы, потому что в основе всех прорывных технологий лежат знания.

Урок НТИ для учащихся — это дверь в мир НТИ, возможность присоединиться к инженерному движению и сообществу единомышленников, талантливых молодых инженеров.

Зачем урок НТИ учителю?

Методические материалы и задания уроков НТИ помогут учителю провести интересный, захватывающий урок, познакомить детей с передовыми технологиями науки и техники, поработать с новыми форматами проведения занятий.

Мы рекомендуем проводить интегрированные уроки, потому что в жизни ничто не делится на отдельные предметы, любые прорывные решения появляются только на стыке технологий и областей знаний.

Как провести урок НТИ?

Урок НТИ, как конструктор, состоит из блоков, из которых вы соберете такой урок, какой вам больше нравится, соответствует вашим целям, задачам и возможностям.

Блок урока Материалы Примечание Оборудование
Знакомство с НТИ Видеоролик об НТИ Обязательный Компьютер, проектор, экран, звук
Погружение в тему Презентации с вопросами Обязательный Компьютер, проектор, экран, звук
Практические задания Задания к уроку Вариативный Необходимое оборудование указано в методических рекомендациях
Задания Демо-этапа ОНТИ на платформе Stepik Вариативный Компьютер на каждую команду учащихся. Интернет
Игра “Последний урок” Вариативный Смартфон или компьютер у каждого ученика и учителя.
Приложение и аккаунт VK
Инструкция к игре
Рефлексия Вопросы рефлексии
Анкета обратной связи
Обязательный Не требуется (обсуждение)
Компьютер или смартфон (опрос)
Видео-ролик об олимпиаде НТИ Обязательный Компьютер, проектор, экран, звук

Структура Урока НТИ

Подготовка к Уроку НТИ

Сборка Урока НТИ


Структура Урока НТИ

Структура урока зависит от того, сколько времени вы готовы выделить на знакомство учащихся с темой. Вы можете провести:

1 урок (1 академический час — 45 минут)

  • Знакомство учащихся с Национальной Tехнологической Инициативой (видеоролик, 5 минут)
  • Погружение учащихся с выбранную тему (презентация с остановками, 10 минут)
  • Практические задания для учащихся (решение задач урока или демо-этапа Олимпиады НТИ, 25 минут)
  • Рефлексия (обсуждение, просмотр видеоролика об Олимпиаде НТИ, 7 минут)

2 урока (2 академических часа — 90 минут)

1-й урок (45 минут, начало)

  • Знакомство учащихся с Национальной технологической инициативой (видеоролик, 5 минут)
  • Погружение учащихся в выбранную тему (презентация с вопросами,15 минут)
  • Практические задания для учащихся (решение задач урока или демо-этапа Олимпиады НТИ, 25 минут)

2-й урок (45 минут, продолжение)

  • Разбор задач (10 минут)
  • Игра «Последний урок» (приложение на смартфоне, 25 минут)
  • Рефлексия (обсуждение, просмотр видеоролика об Олимпиаде НТИ, заполнение анкеты обратной связи, 10 минут)

Подготовка к уроку

Изучать направления НТИ лучше, взяв для урока широкие темы или кластеры. Кластерами они называются потому, что в этих темах сконцентрированы не только теоретические знания, но и знакомство с передовыми современными технологиями, которыми занимаются профили Олимпиады НТИ. Таких кластеров 6:

Каждый кластер — это тема урока. Для проведения урока разработчиками профилей Олимпиады НТИ составлены задания для учащихся, связанные предметами школьной программы, дидактические материалы и методические рекомендации для педагогов.

Внимание! Материалы по кластерам будут дополняться.

Задания к уроку есть в двух видах:

  1. Задания, разработанные специально к уроку — текстовые, их можно скачать и распечатать.
  2. Задания Демо-этапа — онлайн формат, задания размещены на платформе Stepik.

Демо-этап — это примеры задач, которые участники выполняют на разных этапах олимпиады. Они сложнее и требуют больше времени на подготовку и проведение урока.

Для работы с платформой  Stepik потребуется интернет и компьютер с проектором для учителя (фронтальная работа) или по 1 компьютеру/ноутбуку на каждую группу учащихся при групповой работе.

Чтобы сконструировать свой урок, нужно ознакомиться с содержанием кластеров и профилями в него входящими,  оборудованием и материалами, которое могут потребоваться.


Сборка урока

  1. Подготовьте ссылку или скачайте видеоролик о том, что такое НТИ, и методические рекомендации к ролику.
  2. Выберите тему урока НТИ (кластеры профилей) и скачайте презентацию для погружения учащихся в тему и методические рекомендации.
  3. Выберите задания для учащихся. Обратите внимание, что, выбирая задания для урока, вы автоматически выбираете профиль Олимпиады НТИ.
    • Текстовые задания скачайте и распечатайте.
    • Для использования заданий Демо-этапа, подготовьте ссылки, чтобы передать их группам учащихся.
  4. Скачайте и распечатайте методические рекомендации к заданиям.
  5. Подготовьтесь к игре “Последний урок”
    • Подготовьте ссылку на игру (если вы её проводите).
    • Распечатайте инструкцию к игре.
    • Изучите инструкцию, проведите пробную игру на коллегах (2-3 человека).
    • Приготовьте инструктаж для учащихся
  6. Подготовьте список вопросов для рефлексии/обсуждения.
  7. Подготовьте ссылку или скачайте видеоролик об Олимпиаде НТИ

Кластер «Человек»

Эта тема связана с такими рынками НТИ как Нейронет и Сейфнет. На уроке  учащиеся узнают о том, какие задачи уже сейчас решаются с помощью нейротехнологий, геномного редактирования и когнитивных технологий, и какие проблемы ставит перед нами будущее, чтобы обеспечить не только новые формы взаимодействия человека и машин, но и здоровое долголетие.
В кластер «Человек» входят профили Олимпиады НТИ: Нейротехнологии, Когнитивные технологии, Геномное редактирование.
Тему «Человек» целесообразно изучать на уроках биологии и информатики.

Профили Задачи Материалы Предметы
Презентация кластера «Человек»
Комментарии для учителя к презентации
Презентация
Задание 1
Задание 2
Задание 3
Метод. рекомендации
План-конспект урока
биология
Задача Демо-этапа биология
Задание Метод. рекомендации
План-конспект урока
Слайд к заданию
биология
Задача Демо-этапа Сценарий урока информатика
Задание Метод. рекомендации биология
Задача Демо-этапа биология

Кластер «Природа»

Эта тема связана с такими рынками НТИ как Фуднет и Хэлснет.  На уроке учащиеся узнают, как технологии замкнутых биологических систем могут полностью изменить сельское хозяйство, сведя роль человека в процессе производства продуктов питания к роли инженера биосистем; как сохранить биоразнообразие Земли позволяет анализ космических снимков, как моделировать среду с помощью дополненной реальности.
В кластер «Природа» входят профили Олимпиады НТИ: Агробиотехнологии,  Анализ геопространственных данных и космических снимков Земли, Технологии дополненной реальности.
Тему информация целесообразно изучать на уроках биологии, географии и информатики.

Профили Задачи Материалы Предметы
Презентация кластера «Природа»
 Презентация Сценарий урока  география
Задачи Демо-этапа география
Задания Метод. рекомендации биология география
Задачи Демо-этапа биология
Задания Метод. рекомендации информатика
Задачи Демо-этапа викторина

Кластер «Информация»

Эта тема связана с такими рынками НТИ как Сэйфнет, Нейронет, Финнет, Технет.
На уроке учащиеся узнают, какие задачи решают программисты и проектировщики систем в области  блокчейна, больших данных, машинного обучения, искусственного интеллекта; как меняет мир виртуальная реальность; что такое технологии беспроводной связи и как они служат людям.
В кластер «Информация» входят профили Олимпиады НТИ: Большие данные и машинное обучение, Технологии беспроводной связи, Технологии виртуальной реальности.
Тему «Информация» целесообразно изучать на уроках информатики и математики.

Профили Задачи Материалы Предметы
Презентация кластера «Информация»
Задача на совмещение стилей Метод. рекомендации 

Инструкции к задаче
Материалы к задач

информатика
программирование
Задания Метод. рекомендации информатика
Задача Демо-этапа викторина
Задания Метод. рекомендации информатика
Задача Демо-этапа математика информатика

Кластер «Стратегия»

Эта тема связана с такими рынками НТИ как Энержинет и Финнет. На уроке учащиеся познакомятся с технологиями, которые создают умный город, интернет вещей и персональную энергетику, узнают как распределительные сети позволяют управлять финансами и жизнью больших городов.
В кластер “Стратегия” входят профили Олимпиады НТИ: Умный город, Программная инженерия финансовых технологий, Интеллектуальные энергетические системы.
Тему «Стратегия» целесообразно изучать на уроках информатики, математики, физики.

Профили Задачи Материалы Предметы
Презентация кластера «Стратегия»
Задание Метод. рекомендации физика
Задачи Демо-этапа физика информатика
 Задачи Демо-этапа  Сценарий урока  информатика
Задание 1
Задание 2
Метод. рекомендации
План-конспект урока
Слайд к заданию 1
Описание метода к заданию 1
информатика, технический кружок
Задачи Демо-этапа физика

Кластер «Техника»

Эта тема связана с такими рынками  НТИ как Автонет, Аэронет, Маринет. На уроке учащиеся познакомятся с принципами работы беспилотного транспорта — наземного, воздушного, подводного,  и машинного зрения; узнают как работают и управляются космические спутники Земли и аэрокосмические системы.
В кластер “Техника” входят профили Олимпиады НТИ: Автономные транспортные системы, Интеллектуальные робототехнические системы, Аэрокосмические системы, Беспилотные авиационные системы, Водные робототехнические системы, Системы связи и дистанционного зондирования Земли
Тему “Техника”  целесообразно изучать на уроках информатики, математики, физики.

Профили Задачи Материалы Предметы
Презентация кластера «Техника»
Задание Метод. рекомендации физика, технический кружок
Задача Демо-этапа физика
Задача Демо-этапа математика
информатика
Задание Метод. рекомендации
Презентация
физика математика
Задача Демо-этапа викторина
Задание Метод. рекомендации информатика
Задача Демо-этапа викторина
Ролевая игра Метод. рекомендации к игре
Памятка ведущему
План-конспект урока
физика, технический кружок
Задача Демо-этапа физика

Кластер «Производство»

Эта тема связана с рынком НТИ Технет. На уроке учащиеся познакомятся с новыми материалами, в том числе передовыми композиционными материалами и нанотехнологиями, обсудят проблемы их разработки.
В кластер “Производство” входят профили Олимпиады НТИ: Нанотехнологии и Композитные технологии.
Тему «Производство» целесообразно изучать на уроках химии, физики.

Профили  Задачи  Материалы Предметы
Презентация кластера «Производство»
 Презентация Метод. рекомендации физика
химия
Задача Демо-этапа химия
Задание Метод. рекомендации технический кружок
Задача Демо-этапа физика информатика
Задание Метод. рекомендации химия
физика
Задача Демо-этапа физика и химия

Игра «Последний урок»

Игра “Последний урок” — это текстовая игра, предназначенная для ознакомления участников с технологиями будущего и кластерами профилей Олимпиады НТИ. Игру не следует воспринимать как отдельный от Олимпиады НТИ самодостаточный продукт. Игра разработана, чтобы через решение проблем будущего привлечь учащихся к Олимпиаде НТИ и сделать регистрацию на Олимпиаду простой и занимательной.

Внимание! Игра требует наличия у всех участников, в том числе у учителя аккаунта в Вконтакте.  Играть можно на компьютере и/или на смартфонах! Можно скачать и установить приложение Vk или использовать браузерную версию

Учащиеся участвуют в игре командой. Команда может состоять от 2 до 30 человек. Игру запускает учитель. Учащиеся присоединяются к игре и выполняют задания, учитывая командную кооперацию. Чтобы запустить игру ознакомьтесь с Инструкцией.

Инструкция


Рефлексия

Вопросы рефлексии могут быть следующими:

  1. Что на уроке для меня оказалось самым важным и почему.
  2. Что принципиально нового я узнал, о чем никогда не знал раньше. Как можно применить это знание?
  3. Как я понял то, что от меня требовалось, и исходя из этого понимания я делал на уроке?

Попросите учащихся заполнить небольшую анкету, чтобы дать нам обратную связь об уроке. Анкета анонимная.

Ссылка на анкету школьника:
https://goo.gl/forms/dDui1MSy7ZWr2ivR2
QR-код для перехода на анкету школьника:

Обратная связь

Просим всех педагогов, кто провел урок, заполнить анкету, которая даст нам обратную вязь. Для нас очень важно Ваше мнение. Мы хотим улучшать и развивать наши уроки с Вашим участием, очень ценным для нас.

Ссылка на анкету учителя: https://goo.gl/forms/1r0NwBc7bSK9God62