Дополненная реальность

  • информатика
  • математика
  • Дает 100 баллов на ЕГЭ

Дополненная реальность (augmented reality, AR) — это технология, позволяющая совмещать виртуальный, моделируемый при помощи компьютера, и реальный, окружающий нас, мир.

Из-за связи профиля с разработкой оригинальных визуальных решений, обладающих вау-фактором, появилось мнение, что в данном профиле принимают участие самые модные школьники. Наверное, это так, если «модный» читать как творческий, креативный, способный к постоянной активации незнакомого, неизвестного, несуществующего, обладающий квалификацией, достаточной для того, чтобы генерировать технические решения, обгоняющие время. Поиску именно такого решения и будет посвящен финал профиля «Технологии дополненной реальности» в 2020 году.

В качестве объекта исследований выступит AR-стенд — это конструктор для создания сцен, где физический и цифровой объекты существуют и взаимодействуют в реальном времени. Элементами управляющего интерфейса стенда являются кубики, комбинация и изменение расположения которых на стенде сопровождается звуковым или визуальными  эффектами. Такое сочетание возможностей позволяет использовать AR-Stand для создания инновационных продуктов в области образования, науки, в сфере медиа и развлечений.

Участникам предстоит разработать для AR-стенда игровое приложение, то есть построить систему распознавания позиции объектов на стенде, создать 3D-модели и обеспечить их экспозицию на поверхность стенда, определить (запрограммировать) правила поведения цифровых сущностей на поверхности стенда в зависимости от изменения положения реальных объектов на нём.

Профиль рекомендован для включения в перечень Российского совета олимпиад школьников и может приносить бонусы при поступлении в вузы (какие конкретно — зависит от правил приёма вуза).

Рекомендуемый состав команды — 4–5 человек:

  • AR-разработчик — занимается проектированием и разработкой AR-приложения.
  • Специалист по компьютерному зрению — разрабатывает систему распознавания маркеров.
  • Дизайнер — осуществляет конструирование 3D-моделей и обеспечивает их проецирование на объёмные объекты в реальном мире (видеомэппинг).
  • Программист-игропрактик — разрабатывает алгоритмы реализации отдельных фрагментов с игровой механики для задачи финала.

Разработчики

Лаборатория робототехники и программирования Иркутского государственного университета

Основные партнёры

D-Link (ООО «Д-Линк Трейд»), Samsung Electronics, Сеть федеральных технопарков «Квантроиум», ИСЗФ СО РАН, Департамент образования города Иркутска

Отборочные этапы

На первом этапе участникам предстоит решать задачи по математике и информатике.

На втором этапе участникам будут предложены задачи в рамках следующих пяти модулей, соответствующих их ролям в команде:

  1.   Компьютерное зрение: алгоритмы и инструменты распознавания изображений.
  2.   3D-конструирование:  технологии 3D-моделирования и анимации.
  3.   3D-маппинг: технологии создания  3D-проекций на физические объекты окружающей среды с учётом их геометрии и местоположения в пространстве.
  4.   Основы разработки мобильных AR-приложений: SDK Unity, фреймворки ARCore, Vuforia и др.
  5. Алгоритмы для компьютерных логических игр.

Заключительный этап

Основной задачей финала является разработка игрового приложения  для AR-стенда — тактильной мультимедийной матрицы, которая выполняет распознавание размещения и перемещения объектов на ней, а также динамически проецирует реакцию системы (в виде изменения поведения виртуальных объектов на поверхности стенда) в  соответствии с определёнными в ней законами.

Участникам финала предстоит: 

  • разработать собственную систему распознавания маркеров на стенде;
  • сконструировать 3D-модели игровых персонажей;
  • создать систему проецирования 3D-моделей на объёмные тактильные элементы стенда (3D-мэппинг);
  • разработать и запрограммировать отдельные элементы игровой механики — правила отклика системы на размещение и перемещение объектов на ней;
  • разработать мобильное AR-приложение с информационными обучающими панелями — организация подсказок при наведении мобильного устройства на тактильные элементы стенда;
  • адаптировать разработанное программное обеспечение для игры нескольких противников с использованием двух удалённых друг от друга стендов дополненной реальности;
  • в командах попарно сыграть на AR-стендах с использованием разработанного командой программного обеспечения.

Материалы для участников

Что нужно знать

  • Алгоритмы и инструменты распознавания изображений.
  • Технологии 3D-моделирования и анимации.
  • Технологии создания 3D-проекций на физические объекты окружающей среды с учетом их геометрии и местоположения в пространстве.
  • Основы разработки мобильных AR-приложений.
  • Алгоритмы для компьютерных логических игр.
  • Владение знаниями в рамках школьной программы: геометрия (стереометрия), черчение (создание проекций объектов), алгебра логики; теория вероятностей и комбинаторика; графы.

Hard skills

  • Умение программировать (желательно Python, но может быть использован любой другой язык).
  • 3D-конструирование с использованием любой программы для создания 3D-моделей.
  • 3D-маппинг: Processing/vvvv.
  • SDK Unity и фреймворки для создания мобильных AR-приложений (Vuforia, ARCore и т.п.).
  • Знание любой библиотеки, позволяющей реализовывать алгоритмы компьютерного зрения (open cv, skimage, tenserflow, keras).
  • KNN, CNN, Random Forest — алгоритмы, которые можно использовать для распознавания образов при решении задачи построения системы распознавания маркеров на AR-стенде.

Soft skills

  • Коммуникационные навыки: связанная конструктивная речь, четкое изложение мыслей, активное слушание, презентация. Одним из наиболее востребованных навыков общения является способность объяснять узкие технические характеристики партнерам, клиентам и сотрудникам, которые не обладают технологическими знаниями.
  • Компьютерная и техническая грамотность. Все рабочие места участников профиля требуют продвинутых компетенций в компьютерном аппаратном и программном обеспечении общего назначения.
  • Межличностные навыки. Способность работать в команде, общаться с людьми и разрешать конфликты.
  • Адаптивность. Способность адаптироваться к изменениям и управлять несколькими задачами. В современной технологической и быстро развивающейся деловой среде важна способность подбирать новые технологии и приспосабливаться к изменяющимся условиям.
  • Навыки исследования. С помощью Google или Яндекса можно легко найти ответы на общие вопросы, но для Олимпиады КД НТИ этого недостаточно. Участники должны уметь оценивать и анализировать ситуации, искать множество перспектив и собирать более уникальную информацию.
  • Навыки управления проектами. Организация, планирование и эффективное выполнение проектов и задач — это очень эффективный навык. 
  • Креативность. Способность использовать креативность, анализ ситуации, перспективное видение исходов, прошлый опыт, информацию и доступные ресурсы для решения задач профиля и общих проблем.
  • Сильная трудовая этика. Мы ждём на профиле участников, которые способны выполнять работу профессионально, ответственны, надёжны и понимают, что от них требуется, с первого раза. Эксперты и менторы профиля не имеют ни времени, ни полномочий для обучения или исправления ошибок в работе команды при решении задачи финала, поэтому это умение ожидается от всех участников.
  • Эмоциональный интеллект — это очень популярный навык, который относится к социальным навыкам, социальной осведомленности и способностям самоуправления. Эмоциональный интеллект обычно проявляется в реальных взаимодействиях с другими участниками, экспертами, организаторами, чувством такта и своевременности реакции. Главное здесь то, что вы управляете эмоциями, а не они вами.

Рынки НТИ

  • NeuroNet