Инженерные биологические системы

  • биология
  • химия
  • Дает 100 баллов на ЕГЭ

Профиль «Инженерные биологические системы» направлен на решение практических биологических задач на всех возможных уровнях организации жизни: от молекулярно-генетического до организменного и биоценозного. Участники Олимпиады погрузятся в реализацию комплексных междисциплинарных проектов на стыке ключевых естественных наук: биологии, химии и физики с применением современных биоинженерных, биоинформатических и математических подходов.

Этот профиль включен в перечень Российского совета олимпиад школьников и приносит бонусы при поступлении в вузы (какие конкретно — зависит от правил приема  вуза).

Количество человек в команде: 3-4 (9кл.) 2-3 (11кл.)

 Разработчики: Московский Политех, ЗАО «Р-Фарм», ФГБНУ «Республиканский мультимедиа центр» (Кванториум), ООО «Генотек»

Отборочные этапы

Отборочный этап будет проводиться в виде классической предметной олимпиады по биологии и химии. Задачи прорабатываются отдельно для двух возрастных групп: 9 класс и 10–11 класс. Задачи по биологии будут включать вопросы по ботанике высших и низших растений, зоологии беспозвоночных и позвоночных животных, основам физиологии, цитологии и основам молекулярной биологии. Задачи по химии будут включать вопросы неорганической, органической и физической химии. Испытание по каждому предмету занимает 4 часа в каждый из двух дней попыток, расписание подробнее здесь.

На втором отборочном этапе участники решают более сложные задания междисциплинарного характера.

Заключительный этап

Для двух возрастных групп будет предложено два отличающихся финальных проекта.

Для школьников 9 класса и младше работа в области биотехнологий необходимо будет выполнить все необходимые теоретические расчеты, составить алгоритм автоматизации сбора основных показателей аквопонических систем и автоматизации введения необходимых реагентов в установки. Для работы будут предоставлены запущенные аквапонные системы в минимальной комплектации и комплект дополнительных «Модулей», которые возможно интегрировать в систему. Примеры «Модулей»:

  • дополнительный гидропонные модули;
  • блок биологической водоподготовки;
  • блок удаления избыточной органики;
  • рассеиватель водного потока;
  • аэраторы – распылители воздуха (дополнительные);
  • перистальтические насосы;
  • манипулятор с пространственными датчиками.

Команды участников 10-11 классов будут решать задачу определения ключевых точечных мутаций (snp) в исследуемом гене с их
последующей детекцией методоми молекулярной биологии в лабораторном полигоне. Задача будет состоять из двух основных этапов и будет включать как теоретическую (Биоинформатика), так и практическую часть.

На первом этапе участникам необходимо будет определить таргетный ген, точечная мутация в котором приводит к возникновению/развитию заболевания, или полиморфизм в котором влияет на выбор стратегии лечения пациента. Для этого командам будут выданы подготовленные датасеты с экспрессиями генов (нормальные клетки (ткани, органы) и фенотипически отличающиеся), из которых участникам необходимо будет выбрать таргетный ген. После выбора таргетного гена участникам необходимо выбрать snp. Для этого каждой команде будут даны последовательности с возможными точечными мутациями.

На втором этапе участникам необходимо будет провести лабораторное определение мутации при помощи метода ПЦР по разработанному протоколу. Детекция продукта будет проводиться при помощи электрофореза.

Рынки НТИ

  • FoodNet
  • HealthNet