Геномное редактирование

  • биология
  • химия
  • Дает 100 баллов на ЕГЭ

Профиль «Инженерные биологические системы» и его подпрофиль «Геномное редактирование» направлены на решение практических биологических задач на всех возможных уровнях организации жизни: от молекулярно-генетического до организменного и биоценозного. Финальные задачи профиля соответствуют сквозной технологии НТИ «Технологии управления свойствами биологических объектов».

Участники олимпиады погрузятся в реализацию комплексных междисциплинарных проектов на стыке ключевых естественных наук: биологии, химии и физики с применением современных биоинженерных и биоинформатических подходов.

Этот профиль рекомендован для включения в перечень Российского совета олимпиад школьников и приносит бонусы при поступлении в вузы (какие конкретно — зависит от правил приёма вуза).

8–9 класс «Генетическая инженерия»

Рекомендуемый состав команды — 3 человека:

  • 2 молекулярных биолога (лабораторная работа).
  • 1 биоинформатик (планирование экспериментов и обработка результатов).

10–11 класс «Геномное редактирование»

Рекомендуемый состав команды — 3 человека:

  • 2 молекулярных биолога (лабораторная работа).
  • 1 биоинформатик (планирование экспериментов и обработка результатов).

Разработчики

НГУ (Новосибирск), ИХБФМ СО РАН (Новосибирск)

Партнёры

Хелснет, ЗАО «Биокад», Региональный центр «Альтаир» (Новосибирск), Фонд «Образование» (Новосибирск)

Контакты

См. группу VK:– https://vk.com/onti_genome

Отборочные этапы

Отборочный этап будет проводиться в виде классической предметной олимпиады по биологии и химии. Задачи прорабатываются отдельно для двух возрастных групп: 8–9 класс и 10–11 класс. Задачи по биологии будут включать вопросы по ботанике высших и низших растений, зоологии беспозвоночных и позвоночных животных, основам физиологии, цитологии и основам молекулярной биологии. Задачи по химии будут включать вопросы неорганической, органической и физической химии.

На втором отборочном этапе участники решают более сложные задания междисциплинарного характера, которые помогают погрузиться в практики будущего и разобраться в финальной задаче.

Заключительный этап

Финальная задача для участников олимпиады 8–9 классов посвящена основным методам генетической инженерии. Участникам предстоит клонировать ген из одной плазмиды в другую, провести трансформацию бактерий и увидеть экспрессию целевого гена. Для решения финальной задачи участникам будут предоставлены наборы реактивов, которые они смогут использовать разными способами, в разных сочетаниях. Команда, предложившая наиболее оптимальное решение и получившая корректный результат, получит максимальный балл.

Задача для 10–11 классов посвящена анализу продуктов работы системы редактирования генома в культуре клеток. Участники будут проводить выделение ДНК, ПЦР фрагмента гена, секвенирование по Сэнгеру. В результате участники определят РАМ-последовательность, которая была использована для редактирования фрагмента ДНК.

Материалы для участников

8–9 классы

Что нужно знать

  • Биология: микробиология, основы молекулярной биологии и биотехнологии, рестриктазы и другие инструменты генетической инженерии.
  • Химия: органическая, неорганическая, физическая химия, биокатализ, ферменты, растворимость, pH.

Hard skills

  • Навыки работы с лабораторным оборудованием.
  • Навыки работы с реагентами.
  • Навыки работы с компьютером, в биоинформатическом ПО.

Soft skills

  • Способность к самообучению. В ходе выполнения заданий финала участникам необходимо будет разбираться с новыми методиками и подходами под руководством преподавателей.
  • Работа в команде, распределение ролей.
  • Поиск информации в интернете (многие вопросы имеют узкоспециализированный характер и выходят за рамки школьной программы. Однако подсказки и необходимые данные можно найти в интернете на специализированных сайтах).

10–11 классы

 Что нужно знать

  • Биология: молекулярная биология, биохимия, генетика, биотехнология.
  • Химия: органическая, неорганическая, физическая химия. Растворимость, pH, скорость реакций.

Hard skills

  • Навыки работы с лабораторным оборудованием в области молекулярной биологии.
  • Навыки работы с реагентами.
  • Навыки работы с компьютером, анализ последовательностей ДНК, выравнивание.

Soft skills

  • Способность к самообучению. В ходе выполнения заданий финала участникам необходимо будет разбираться с новыми методиками и подходами под руководством преподавателей.
  • Работа в команде, распределение ролей.
  • Поиск информации в интернете (многие вопросы имеют узкоспециализированный характер и выходят за рамки школьной программы. Однако подсказки и необходимые данные можно найти в интернете на специализированных сайтах).

Рынки НТИ

  • HealthNet