Технологические процессы на транспорте

  • онлайн

Информация о том, что такое Спецпроект Олимпиады Кружкового Движения НТИ, правила проведения и расписание находятся здесь!

Спецпроект «Моделирования и визуализации технологического процесса на транспорте» относится к железнодорожным перевозкам. Участникам будет предложена задача моделирования и визуализации технологического процесса на железнодорожном транспорте (несколько станций на одной из веток МЦК или МЦД с исходными данными). Необходимо визуализировать перевозку пассажиров между этими станциями на любом языке программирования с учётом возможных препятствий: задержка поезда, закрытие станции на ремонт, а также изначальная наполненность вагонов подвижного состава. При этом поощряется проявление фантазии и рассмотрение задания не как железнодорожные перевозки, а как аналогичные процессы в повседневной деятельности: дыхание в организме, наполнение ёмкости песком, горение углей и тому подобное.

Как сказано выше, проект приветствует больше творческую, чем упорядоченную реализацию. Соответственно, участники могут, работая в команде, решить задачу нестандартно и проявить творческие начала. Это будет полезно и интересно любому учащемуся, который хочет развиваться не только в технической сфере, но и включить гуманитарный уклон. Решение задачи можно расписать так, что внимание экспертов напрочь уйдёт от поставленной железнодорожной задачи, что позволит смотреть на проект шире пассажирских перевозок. А это актуально для других транспортов: автомобильного, воздушного, водного и т.д.

Записавшись к нам и достойно выступив, ребят ждут не только приятные призы, но и возможность стажировки в ведущих IT-компаниях: «Яндекс», «Oracle», «Mail.ru» в рамках «Junior разработчика».

Команда разработчиков

Федеральное государственное автономное учреждение высшего образования «Российский университет транспорта»

Партнёры и спонсоры

ОАО «РЖД»

Отборочные этапы

Спецпроект будет проведён в виде командно-индивидуального соревнования и состоит из двух этапов: отборочного и финального, проводимых дистанционно. Первый этап состоит из двух частей. Изначально каждый участник получает свои задачи с необходимость размещения решения на платформе. Так как наш проект – моделирование и визуализация технологических процессов на транспорте, то отборочный этап будет заключаться в решении задач по техническим школьным дисциплинам: математики и информатики. Из математики задачи будут касаться тем комбинаторики, алгебры, а также математической логики. Спектр задач разнится от нахождения корней линейного уравнения до вероятностных задач. По информатике задачи будут состоять преимущественно из составления алгоритмов по заданным условиям, а также задач на тему алгебры логики.

После успешного прохождения первого этапа участники разделяются на команды по четыре человека. Ребятам дадут необходимое количество времени для решения задачи и написания её на языке программирования. Формулировка задач имеет различную тематику: от решения житейских задач до визуализации явлений популярной культуры.

Для подготовки к отборочному этапу необходимо вспомнить школьный курс по информатике и математике, а также желательно ознакомиться со следующими курсами на портале Stepik:

Требования к специальным знаниям, хардовым навыкам и компетенциям участников спецпроекта:

  • математика: тригонометрия, геометрия, комбинаторика, отдельные разделы теории комплексной плоскости, теории вероятности, теории графов и линейной алгебры; теории чисел, статистики.
  • информатика: кодирование и декодирование информации, структуры хранения и обработки данных, комбинаторные алгоритмы, алгоритмы перебора и сортировки, обработки графов, алгоритмы вычислительной геометрии, отдельные разделы теории автоматов;
  • алгоритмы обработки цифровой информации, отдельные главы теории автоматического управления, алгоритмические особенности реализации алгоритмов счисления пути.

Требования к практическим навыкам и компетенциям: написание элементов ПО для решения конкретной задачи; декомпозиция задачи; использование парадигм ООП для написания программного обеспечения; работа с простыми базами данных, использование итеративного процесса разработки; использование систем версифицирования исходного кода для командной разработки программного обеспечения.

Требования к способностям и т.н. “soft skills”:

  • навыки чтения документации и понимания поставленной задачи;
  • навыки генерации и обсуждения идей, навык выслушать чужое мнение;
  • навыки критического мышления;
  • навыки рефлексии и предоставления обратной связи;
  • принятие ответственности за выполняемый фронт работ;
  • навыки взаимопомощи;
  • навыки работы в команде разработки, навыки управления командой разработки;
  • стрессоустойчивость.

Заключительный этап

В заключительный этап попадают команды, которые успешно справились с отборочным этапом. Знания и навыки, использованные для решения задач предыдущего этапа, потребуются в финале. Задача финала такова: командам выдаётся участок железной дороги, состоящей из одной или нескольких станций. Указываются средние значения параметров пассажиропотока, а также возможные внештатные ситуации. Необходимо составить математическую модель задания, написать алгоритм и код на любом языке программирования, а также создать творческую визуализацию работы перевозок. Задание творческое, можно отклоняться от строгой визуализации железнодорожного сообщения.

Для подготовки к финалу рекомендуется распределить обязанности и продумать концепцию проекта, затем изучить и повторить материалы по программированию на удобном для участников языке программирования, а также вдобавок к подготовке ко второму этапу изучить курсы на YouTube, канале «НОУ ИНТУИТ», плейлисты: «Статистика», Классические алгоритмы игры на C# для школьников, Алгоритмы и структуры данных, Статистические методы анализа данных.

Материалы для участников

Знания

  • Знания по математике школьного уровня по тригонометрии, геометрия, комбинаторики, разделов теории комплексной плоскости, теории вероятности, теории графов и линейной алгебры; теории чисел, статистики.
  • Знания по информатике на тему кодирования и декодирования информации, структуры хранения и обработки данных, комбинаторных алгоритмов, алгоритмов перебора и сортировки, обработки графов, алгоритмов вычислительной геометрии, отдельных разделов теории автоматов;

Hard-skills

Алгоритмы обработки цифровой информации, отдельные главы теории автоматического управления, алгоритмические особенности реализации алгоритмов счисления пути.

Soft-skills

  • Умение непрерывно учиться;
  • Управление временем;
  • Коммуникабельность (ведение переговоров, убеждение и аргументация, командная работа, клиенториентированность);
  • Управление стрессом и эмоциями (способность быть тактичным и проявлять дипломатию).

Численность команды и роли

Для участия во второй части отборочного этапа, а также в заключительном этапе вам понадобится команда из четырех участников. Состав команды:

Роль 1. Проектировщик. Первый член команды описывает концепцию проекта словесным способом с ориентировочной моделью и расписывает процесс работы будущего программного продукта.
Роль 2. Составить алгоритма. Участник занимается представлением словесного описания первого члена команды в виде алгоритма. Приветствуется описание в виде блок-схем.
Роль 3. Программист 1. Участник команды будет разрабатывать программное обеспечение совместно с четвертым участником на основе алгоритма, который составил второй участник, на удобном языке программирования. Работа командная, подразумевает коллективное распределение обязанностей.
Роль 4. Программист 2. Участник команды будет разрабатывать программное обеспечение совместно с третьим участником на удобном языке программирования. Работа командная, подразумевает коллективное распределение обязанностей.

В проекте роли пересекаются. Каждый участник может предлагать свои идеи и пути решения вопросов составления алгоритма, описания задачи, а также написания кода. Главное, чтобы команда могла эффективно выполнить поставленную задачу.

Рынки НТИ

  • AutoNet
  • TechNet