search icon

Интеллектуальные робототехнические системы

Рынки НТИ: Автонет, Технет Рынки НТИ: Автонет, Технет
Сквозные технологии НТИ: Большие данные и искусственный интеллект Сквозные технологии НТИ: Большие данные и искусственный интеллект
I уровень РСОШ I уровень РСОШ
100 баллов к ЕГЭ 100 баллов к ЕГЭ
Рынки НТИ: Автонет, Технет Рынки НТИ: Автонет, Технет
Сквозные технологии НТИ: Большие данные и искусственный интеллект Сквозные технологии НТИ: Большие данные и искусственный интеллект
I уровень РСОШ I уровень РСОШ
100 баллов к ЕГЭ 100 баллов к ЕГЭ
Информатика Математика
profile hashtag icon Программирование на Arduino
profile hashtag icon Электронное зрение
profile hashtag icon Робототехника
profile hashtag icon Программирование сложных систем
  • Этап 1
    1 октября — 21 ноября
    2020
  • Этап 2
    16 ноября — 8 января
    2021
  • Финал. Предметный тур
    13 марта — 13 марта
    2021
  • Финал. Командная задача
    21 марта — 25 марта
    2021

Расписание

* Внимание! Финал пройдет в распределенном формате!

Профиль «Интеллектуальные робототехнические системы» посвящён умным устройствам, которых становится всё больше вокруг нас в повседневной жизни.

Участники профиля познакомятся и научатся работать с подобными умными устройствами. Узнают о том, как принимают решения автопилоты современных автомобилей при выборе маршрута, как взаимодействуют роботы в многоагентной системе, какую информацию необходимо знать роботу-погрузчику, чтобы успешно выполнить свою задачу, как лучше произвести автономную разведку завалов, если об их структуре ничего неизвестно, насколько сложно просчитать перемещение каждого узла манипулятора, переносящего детали кузова разной конфигурации с одного конвейера на другой на заводе по выпуску автомобилей и многое другое. Также участники научатся разрабатывать свои собственные интеллектуальные робототехнические системы.

Интеллектуальные робототехнические системы1
Интеллектуальные робототехнические системы2
Интеллектуальные робототехнические системы3
Интеллектуальные робототехнические системы4
Интеллектуальные робототехнические системы5
Интеллектуальные робототехнические системы6
Интеллектуальные робототехнические системы7
Интеллектуальные робототехнические системы8
Интеллектуальные робототехнические системы9
Интеллектуальные робототехнические системы10
Интеллектуальные робототехнические системы11
Интеллектуальные робототехнические системы12
Интеллектуальные робототехнические системы13
Интеллектуальные робототехнические системы14
Интеллектуальные робототехнические системы15
Интеллектуальные робототехнические системы16
Интеллектуальные робототехнические системы17
Интеллектуальные робототехнические системы18
Интеллектуальные робототехнические системы19
Интеллектуальные робототехнические системы20
Интеллектуальные робототехнические системы21
Интеллектуальные робототехнические системы22
Интеллектуальные робототехнические системы23
Интеллектуальные робототехнические системы24
Интеллектуальные робототехнические системы25
Интеллектуальные робототехнические системы26
Интеллектуальные робототехнические системы27
Интеллектуальные робототехнические системы28
Интеллектуальные робототехнические системы29
01 29

Этапы соревнований

Этап 1

На первом этапе участникам предстоит решать задания по математике и информатике.

Этап 2

Во втором этапе Олимпиады участникам предстоит решить несколько заданий, которые требуют как хороших навыков решения классических задач по программированию, так и уверенных знаний по геометрии.

Часть заданий этого отборочного этапа будет сформулирована в виде олимпиадных задач по информатике, где есть входные данные и нужно найти ответ. Другая часть заданий будет требовать самостоятельно разобраться со средой программирования TRIK-Studio — участникам необходимо разработать алгоритм управления робототехническим устройством, запускаемым в симуляторе.

Для решения задач необходимо уметь работать в команде, поскольку в ограниченное для второго этапа время один человек может не успеть и изучить новый материал, и разработать решение, и обеспечить для него достаточный набор тестовых данных.

На втором этапе участникам большую помощь окажут ссылки на материалы для самостоятельного изучения. Также заранее рекомендуется посмотреть разборы задач прошлых лет — это сформирует понимание того, какого рода задачи могут встретиться.

КАК ГОТОВИТЬСЯ КО ВТОРОМУ ЭТАПУ

Рекомендуем прорешать все задачники и просмотреть все материалы.

Рекомендуем ознакомиться со всеми материалами с текущей страницы профиля ИРС + задачником 19/20.

Финал. Предметный тур

На этом этапе участникам предстоит решать задачи по информатике и  физике.

Этап пройдет в распределенном формате.

Финал. Командная задача

Задача заключительного этапа профиля ИРС основывается на классической робототехнической задаче SLAM — одновременной локализации и картографировании.

Она будет требовать от участников применения таких навыков, как определение объектов окружающей робота обстановки с помощью камеры, построение карты с помощью дальномеров, выбор стратегии по сбору недостающих данных об окружающем пространстве через планирование перемещений робота.

Несмотря на то, что по легенде описанные выше задачи ставятся перед складским роботом, подобные алгоритмы используются также беспилотными автомобилями для успешного перемещения в потоке машин и прибытия в пункт назначения, роботами-курьерами, роботизированной сельскохозяйственной техникой, роботами-пылесосами для качественной чистки обслуживаемых помещений.

Как готовиться к финалу

Рекомендуем прорешать все задачники и просмотреть все материалы на странице профиля.

Рекомендуем ознакомиться со всеми материалы с текущей страницы профиля ИРС + задачник 19/20

Рекомендации для наставника

Рекомендуем ознакомиться со списком hard skills, а также всеми ссылками с текущей страницы профиля Интеллектуальные робототехнические системы.

Требования к команде

Что должен знать участник

Математика: тригонометрия, геометрия, комбинаторика, отдельные разделы теории комплексной плоскости, теории вероятности, теории графов и линейной алгебры;

Информатика: кодирование и декодирование информации, структуры хранения и обработки данных, комбинаторные алгоритмы, алгоритмы перебора и сортировки, обработки графов, алгоритмы вычислительной геометрии, отдельные разделы теории автоматов, базовые алгоритмы преобразования изображений, компьютерного зрения;

Специальные знания в области робототехники: свойства и ограничения цифровых и аналоговых датчиков различного принципа действия, алгоритмы обработки цифровой информации, отдельные главы теории автоматического управления, алгоритмические особенности реализации алгоритмов счисления пути, использование проприоцептивных датчиков и датчиков внешней среды для достижения стабильности навигации, планирование маршрута для мобильных наземных роботов, локализация и построение карты; свойства цифровых камер, получение и обработка графической информации, основные топологии систем для передачи информации, принципы реализации протоколов передачи данных; физические ограничения передачи информации.

Hard skills:

  • проектирование и сборка мобильного робототехнического устройства под конкретную задачу;
  • моделирование робототехнического устройства и отладка алгоритма управления на модели;
  • калибровка аналоговых датчиков;
  • сборка показаний с датчиков и анализ полученной информации для оптимизации алгоритма управления;
  • адаптация алгоритма, разработанного для модели, к работе на реальном устройстве;
  • достижение стабильности работы и отказоустойчивости робототехнического устройства;
  • программирование контроллера ТРИК;
  • программирование и отладка универсального устройства управления (JavaScript или Python) для решения конкретной задачи;
  • механическая калибровка видеокамеры для решения задач компьютерного зрения;
  • использование итеративного процесса разработки;
  • использование систем версифицирования исходного кода для командной разработки программного обеспечения.

Soft skills:

  • навыки чтения документации и понимания поставленной задачи;
  • навыки генерации и обсуждения идей;
  • навыки критического мышления;
  • навыки рефлексии и предоставления обратной связи;
  • принятие ответственности за выполняемый фронт работ;
  • навыки взаимопомощи;
  • навыки управления командой разработки;
  • навыки работы в команде разработки;
  • навык выслушать чужое мнение;
  • стрессоустойчивость.

Численность команды и роли

Состав команды: 2-3 человека

Алгоритмист: проектирование алгоритмов принятия решений, проектирование алгоритмов компьютерного зрения, отработка алгоритмов на модели.

Программист-робототехник: специфика контроллера и работы датчиков, камеры, обработка цифровой информации, теория автоматического управления, одометрия.

Программист-интегратор: знание инструментария отладки, перенос алгоритмов на реальное устройство, отладка, управление фронтом работ.

Роли в командах распределяются самими участниками, роли могут пересекаться, для более качественного распределения ролей лучше выписать сильные стороны каждого участника, посмотреть, что нравится каждому из них и после этого уже распределяться зоны ответственности и обязанности.

Материалы подготовки

Разработчики

Партнеры

background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image
background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image