search icon

Технологии живых систем/спецпроект

Рынки НТИ: Фуднет Рынки НТИ: Фуднет
Сквозные технологии НТИ: Генетика и биотехнологии Сквозные технологии НТИ: Генетика и биотехнологии
Спецпроект Спецпроект
Рынки НТИ: Фуднет Рынки НТИ: Фуднет
Сквозные технологии НТИ: Генетика и биотехнологии Сквозные технологии НТИ: Генетика и биотехнологии
Спецпроект Спецпроект
Химия
  • Этап 1
    1 октября — 21 ноября
    2020
  • Этап 2
    16 ноября — 8 января
    2021
  • Финал
    19 апреля — 24 апреля
    2021

Расписание

* Внимание! Финал пройдет в распределенном формате!

Здоровье современного человека, несмотря на достижения в области медицины и фармации, существенным образом зависит от того, что мы едим и чем дышим!

Наша с вами физическая активность, настроение, работоспособность зависят от многих факторов, и подобрать одинаковую “формулу” здорового образа жизни для каждого из нас невозможно! Эта “формула” зависит от возраста, пола, вида нашей деятельности, наличия хронических заболеваний и аллергии на те или иные компоненты…

Поэтому сегодня особенно актуально выстраивать персональное питание, подбирать физическую нагрузку, применять индивидуальный подход в медицине с учетом индивидуальных особенностей каждого из нас.

Помочь нам в решении этих проблем могут объекты живой природы (микроорганизмы, клетки, ткани и т.п.), которые нас окружают и которыми мы можем научиться управлять, просто направив их на выполнение определенных задач!

Такие разработки сегодня носят название “технологии живых систем”. Без живых систем невозможно представить нашу жизнь. Да сам человек — сложноорганизованная живая система.

В рамках данного профиля участников научат создавать продукты нового поколения, основанные на достижениях прикладной биотехнологии и пищевой промышленности, которые будут помогать человечеству поддерживать свое здоровье и жить активной и полноценной жизнью.

Этапы соревнований

Этап 1

Отборочный этап связан с решением задач прикладной направленности по двум предметам: химия и биология.

Химия: неорганическая химия (методы определения минеральных веществ); органическая химия (методы определения белков, жиров, углеводов и витаминов); основы ферментативного катализа (ферменты и механизмы их действия);

Биология: общая биология (Уровни организации, свойства и разнообразие живых систем, их молекулярно-генетический, клеточный и тканевый уровень организации); микробиология (Разнообразие микроорганизмов. Размножение и культивирование микроорганизмов. Методы исследований микроорганизмов. Возбудители порчи продуктов. Патогенные микроорганизмы, вызывающие алиментарные заболевания. Санитарно-показательные микроорганизмы).

Этап 2

Второй отборочный этап планируется проводить в режиме онлайн. Задания будут разработаны для соответствующей возрастной категории (9 -й и 10-11 классы) участников. Задачи второго этапа будут носить междисциплинарный характер (химия и биология) и будут напоминать по содержанию и формату технологические и инжиниринговые задачи, которые участники будут решать в финале, но в более простой форме. Задачи будут разбиты на несколько блоков, каждый из готовых будет доступен после выполнения задания предыдущего блока. Ориентировочная продолжительность одного блока – одна неделя.

В качестве бесплатных ресурсов потенциальным участникам рекомендовано ознакомиться с материалами подготовки.

Финал

Заключительный этап олимпиады — командный тур, связанный с командным решением технологической и инжиниринговой задачи.

Исходя из полученных условий задачи, команды должны определить оптимальное соотношение компонентов в рекомендованном продукте для описанного человека (пол, возраст, вид деятельности, наличие хронических заболеваний, аллергий и непереносимости отдельных компонентов пищи). Рассчитывается и проектируется рецептура нового продукта, разрабатывается технология его производства с учетом определенных в задании технологических процессов (определяется с учетом предлагаемого к использованию технологического оборудования).

При выборе технологических процессов и режимов должны использоваться принципы: максимального сохранения пищевой ценности сырья; рекомендованное ФАО/ВОЗ, Роспортребнадзором суточное потребление необходимых нутриентов, выбор максимально удобной формы производства и реализации готовой продукции с учетом заданного профиля потребителя.

Контролируются качественные показатели сырья, готовой продукции и их соответствие ожидаемым характеристикам, нормируемым показателям безопасности в соответствии с установленными методиками. По результатам осуществляется презентация готового продукта, предлагается способ его реализации потребителю, разрабатывается дизайн и способ его упаковки.

Пример командного задания: Для участников определяется целевая группа потребителей, например, спортсмены-легкоатлеты в возрасте 16-18 лет, которых в течение нескольких месяцев будут готовить к соревнованиям. Необходимо рассчитать рацион их питания и разработать технологию принципиально нового и безопасного для здоровья продукта, который позволит спортсменам получать необходимое количество всех видов нутриентов (белков, жиров, углеводов, витаминов и минералов). Кроме того, должна быть предложена удобная форма выпуска продукта и упаковка.

Как готовиться к финалу

Для подготовки к финалу с целью формирования сквозных компетенций по профилю, рекомендуется самостоятельно или в рамках подготовительных курсов изучить следующие предметные области: «Морфология и физиология микроорганизмов», «Основы биоразнообразия и экологии живых организмов», «Основы биотехнологии», «Химические основы биологических процессов», «Основы гигиены», «Основы нутрициологии», «Основные технологические процессы и оборудование для производства продуктов питания». Перечисленные курсы уже разработаны ведущими специалистами и профессорами СКФУ, часть курсов представлена в дистанционном формате на портале вуза.

В качестве бесплатных ресурсов потенциальным участникам рекомендовано изучить материалы подготовки.

Кроме того, СКФУ предлагает принять участие в ежегодных мероприятиях, направленных на формирование указанных компетенций:

1. Открытые онлайн лекции ведущих ученых и специалистов в области передовых исследований в сфере пищевой биотехнологии, микробиологии, продовольственной безопасности – на площадке СКФУ.

2. Вебинары – теоретические основы пищевой биотехнологии и технологии продуктов питания.

Каникулярный период (летние и зимние каникулы):

Форсайт игры – командные профильные игры, включающие чтение лекций по современным достижениям пищевой отрасли, выполнение командных заданий по созданию новых видов/форм продуктов питания;

Лабораторные практикумы – изучение методик и порядка определения физико-химических, реологических, микробиологических характеристик продуктов, показателей безопасности пищевого сырья и готовой продукции.

Летняя/зимняя школа в области креативного и гигиенического инжиниринга и дизайна пищевого оборудования (на базе СКФУ). Курс разработан на английском и русском языках на базе нормативных документов EHEDG (www.ehedg.org) – Европейской группы гигиенического инжиниринга и дизайна, ориентирован на формирование культуры личной гигиены и принципов минимизации физических, химических и биологических рисков загрязнения продукции на всех этапах ее производства.

Рекомендации для наставника

СКФУ предлагает широкий спектр краткосрочных программ повышения квалификации наставников по следующим направлениям:

  • Концептуальные подходы, инструментарий и современные тенденции в технологии мясных продуктов и организации производства продукции общественного питания;
  • Баромембранные и электромембранные методы обработки пищевого сырья;
  • Разработка системы менеджмента безопасности пищевой продукции на основе требований ГОСТ Р ИСО 22000-2019, внутренний аудит;
  • Социально-значимые аспекты разработки функциональных пищевых продуктов для профилактического, лечебного и специализированного питания;
  • Современные методы микроструктурного анализа в биотехнологии;
  • Морфология и физиология человека;
  • Решение задач по общей биологии и экологии.

В дополнение к указанным дополнительным образовательным программам, для подготовки наставников планируется проведение:

  • мастер-классов топ-менеджеров и ведущих специалистов пищевых предприятий региона по созданию и продвижению проектов в области инновационных и традиционных продуктов питания;
  • лекции ведущих зарубежных профессоров в области прикладной биотехнологии, процессов и технологии продуктов питания.

Для методической поддержки наставников по новому профилю олимпиады НТИ разработаны следующие материалы, размещенные на портале СКФУ:

  • Морфология и физиология человека;
  • Решение задач по общей биологии и экологии.

В настоящее время ведется разработка методических материалов для наставников в области педагогического мастерства при работе со школьниками.

Совместно с международными партнерами, профессиональными ассоциациями в области продуктов питания ISEKI-Food, ведется работа по формированию сетевой цифровой платформы «Инновационные технологии производства продуктов питания: обеспечение качества и безопасности», которая также будет доступна для наставников и участников при подготовке к заключительному этапу олимпиады.

Материалы подготовки

Разработчики

Партнеры

background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image
background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image background image